Половина украинских ИТ-шников — самоучки.

Недавно ресурс hh.ua проводил опрос, в котором я также принял участи и честно ответил на вопросы, касательно участия ВУЗов в моем ИТ-становлении. Как выяснилось из результатов опроса (ссылка внизу статьи) — добрая половина украинских ИТ-специалистов (в частности программистов) выбрали свой путь самостоятельно и также самостоятельно по нему шли (т.е. без существенной поддержки профильных украинских ВУЗов). Мое личное мнение в том, что наши ВУЗы НЕ способны подготовить ИТ-специалиста, чтобы он потом мог без труда найти себе работу.

Студент уже 2 курса одного харьковского высшего учебного заведения, который учится на программиста, признался, что им сейчас читают… Pascal! А ту же алгоритмизацию они проходили на примере Бейсика! Если честно, то моему негодованию не было предела. Это только латынь в медицине не устаревает никогда (хотя и считается «мертвым языком»). Но сфера ИТ — не медицина и лишь находясь на передовой знаний можно чего-то достичь. Кто-то может возразить, что тут нужна цепочка знаний от простого к сложному. Да пусть сгорит в аду тот, кто скажет, что цепочка от Бейска или Паскаля может привести будущего программиста к современным языка программирования, вроде C++ или C#. Сюда же можно дописать и веб-программиста, который сейчас должен знать PHP, java или реляционные языки баз данных.

Если Бейсик просто безнадежен, то Паскаль упирается в тупиковую ветвь эволюции под названием Delphi. Ни синтаксис, ни что-либо не напоминают в этих языках ничего из мира современного программирования. А место в мозгу этот хлам занимает и выветривается не скоро.

Еще раз напомню, мы говорим не о школьной подготовке на уроках информатики, а ПРОГРАММИСТЕ. Что приятно, многие чувствуют эту оплошность государства в сфере подготовке ИТ и бросают (а то и не начинают) учиться в наших ВУЗах. Самое страшное, что такое образование не просто лишает современных знаний, но и отбивает желание их получать. Я это хорошо видел на Microsoft TechDays, когда студенты профильных специальностей из положенного целого дня лекций по современным технологиям досиживали лишь до обеда (именно обеда, с едой и напитками). Это было несколько печально наблюдать.

По данным опроса hh.ua оценку отечественному ИТ-образованию «отлично» дали всего 17% респондентов. А вот то, что «плохо» считают не менее 33% опрошенных. О чем то-то должно говорить.

Одной из причин такой ситуации я вижу в том, что многие преподаватели не осознают, что ИТ — не математика, в которой доказательство гипотезы Пуанкаре длилось век (сформулирована в 1904 г., доказана в 2002 г.), в мире ИТ знания устаревают крайне быстро и только поиск новых знаний может сделать специалиста действительно Специалистом. Попытки отговориться скромной материальной базой — смешны. Все ВУЗы, которые хотели, давно могли заключить договоры о партнерстве с крупными вендорами железа и ПО, которые с удовольствием  предоставили бы материальную и техническую базу в обмен на обучение студентов основам и тонкостям именно их решений.

Можно выделить также разговоры о невысоких зарплатах в отечественных ВУЗах, как факторе отсутствия на гос.службе действительно квалифицированных кадров. Но и это утверждение не выдерживает критики. Специалист в своей области всегда сможет иметь дополнительный доход, зачастую превосходящий основной. Например, от того же вендора можно и нужно требовать вознаграждение за любую непрописанную работу (бюджеты на это предусмотрены, но не выделяются по принципу: нет разговоров на эту тему, значит деньги не нужны). Платные лекции, услуги по внедрению, консультации и многое другое.

По материалам http://hh.ua/news/1159/

4 Комментариев

  1. Закончил КПИ Радиотехнический фак. но сам учился IT и довольно давно работаю именно в этой области, так как интересно и прибыльно. Пришлось конечно просидеть много ночей за чтением книг/документации/блогов и тп. но оно того стоит!
    Сейчас смотрю на коллегу по работе, который учится в профильном вузе на IT специалиста, и прозреваю! Мало того что их там ничему толковому не учат и ничего не требуют знать … так еще и нашару оценки ставят! Короче это профессия для любителей своего дела, а не для «ребят с корочкой» ;-)

  2. Не поверите. В России точно так же. Я работаю в большой компании. И на 12 человек тех.отдела профильное образование есть только у двоих.

  3. Да чего ж удивляетесь?

    Ребята, всех все устраивается. Просто тех, кто учит и пишет программы обучения…как это будет по-английски «a bird» развиваться. Зачем? У нас ведь идут учиться не для знаний, а потому что это ж, блин, школа жизни!!!

    Честно платил за все предметы с середины 3его курса и не жалею, что начал работать тогда, а не набивал голову опилками «знаний и азов».

    Еще вызывает смех фраза, что они «учат учиться». Никак смысл не пойму. Читать книги я научился задолго до универа, а если что-то не интересно, то я все равно усну раньше, чем это дочитаю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *